3 Фазы Фрилансера

. 2 мин. Чтения

Основа качественного роста на фрилансе — это выстраивание долгосрочных партнёрских отношений с клиентом.

Каждый фрилансер проходит 3 фазы:

1 фаза "Ученик". Когда фрилансер начинает свою деятельность, он ещё не уверен в себе и своих силах. Не уверен, что сможет вовремя и качественно выполнить работу — у него ещё нет таких навыков. И я говорю не только о hard skills (умение грамотно выстроить и отрисовать макет, перевести текст, смонтировать видео), но и о soft skills (коммуникабельность, креативность, уравновешенность, понимание нужд и целей клиента). Ценность такого фрилансера для клиента низкая.

2 Фаза "Специалист". После наработки навыков, фрилансер делает буст и перерастает в хорошего, качественного специалиста. Он уже может гарантировать качественное выполнение работ, сдачу их в срок, легко понимает, что хочет клиент. Ценность от средней до высокой. Но это ещё не всё.

3 Фаза "Партнёр". Однажды у фрилансера случается прозрение, и он понимает, что его клиент — это по сути точно такой же человек, со своими страхами, финансовыми расходами, семейными проблемами, нуждами и хотелками в бизнесе. И тогда фрилансер перестает быть просто "Человеком, который делает макеты". Он становится полноправным партнёром. Отношения между фрилансером и заказчиком перестают быть исключительно денежными. Здесь фрилансеру предоставляется хорошая, практически полная свобода. Например, когда ко мне обращается мой постоянный клиент, он чётко знает: я могу отговорить его от того, что он задумал, скорректировать его курс, помочь обычным советом, подогнать другого специалиста... или просто пообщаться за жизнь.

В чём же плюс для фрилансера в партнёрских отношениях? Ему доверяют. С ним обращаются как с другом, специалистом в своей области. Это — самые клёвые отношения для обеих сторон, это стратегия "win-win". В конце концов, это повторные продажи услуг. От этого взаимодействия выигрывают все. Бизнес-партнер (заметь, уже не клиент!) получает специалиста, которому он может доверить все свои боли и не париться за качество.

Как перейти в фазу 3?

  1. Несите ответственность за выполненные работы. Если вы рисуете макет, ваша ответственность, как минимум, проверить качество выполненной работы, помочь исправить возможные косяки. В идеале — собрать фидбэк, проанализировать метрики и изменить макет так, чтобы он стал конвертировать больше клиентов, становился более удобным.
  2. Общайтесь с клиентом. Никогда не оставляйте его. Интересуйтесь, как продвигается бизнес, что он планирует делать в ближайшем будущем, да и ... как он там вообще?
  3. Давайте советы и помогайте клиентам с его бизнесом. Если вы можете покрыть больший стек вопросов, чем предполагает ваша основная ниша — покройте её. Помогите настроить рекламу, найдите  хорошего исполнителя на задачу и проконтролируйте его работу, помогите с написанием текста, сделайте всё, что вы умеете — иногда это стоит делать бесплатно.
  4. Спрашивайте совета. Если у вас есть вопрос, который вам интересен — спросите без стеснения.

Краткий вывод для выхода в фазу 3 — перестаньте думать о ВАШЕЙ выгоде при работе с партнёром. Когда вы общаетесь с другом, вы ведь не преследуете интересы финансовой выгоды? Осознайте, что либо вы загнётесь без клиента, либо он — без вас. Да, вам придётся считать деньги. И самое интересное, вам придется считать ЕГО деньги. Для этого нужно с головой погрузиться в его бизнес-процессы. Да, это занимает время. Да, иногда это разрывает мозг. Но тогда вы чётко понимаете, какую реальную ценность вы приносите. Вам придется понимать, откуда формируется цена, как происходит лидогенерация — то есть быть одновременно на двух сторонах — на стороне клиента и на стороне себя как исполнителя. Но без этого навыка, без погружения в процессы, без тесного взаимодействия с партнером-клиентом, вы попросту умрёте как динозавр